Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Покачи

deti.jpg

Работа территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Покачи осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа управления образования администрации города Покачи от 07 октября  2019 г. №305 - О «Об организации работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Покачи»

Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/2022 учебном году (письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 27.08.2021 № АБ-1362/07  Просмотр                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Организация обучения детей, которые нуждаются в  длительном лечении

         Дети, которые нуждаются в длительном лечении, не могут самостоятельно посещать образовательные организации. При этом государство гарантирует каждому ребенку общедоступное и бесплатное общее образование (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы соблюсти требования закона и реализовать гарантию, обучайте таких детей в особом порядке. Его определяют региональные органы власти      (ч. 6 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы узнать, какой документ регулирует обучение в вашем регионе, смотрите справочник «Оформление отношений с родителями обучающихся при длительном лечении и обучении на дому».

Организация обучения на дому

        Ребенок может получать образование на дому, если имеет заболевание из перечня, утвержденного приказом Минздрава от 30.06.2016 № 436н, или медицинское заключение на это (письмо Минздрава от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810). Например, обучение на дому показано при апластической анемии, сахарном диабете I типа, шизофрении и других заболеваниях.

Чтобы организовать обучение на дому, необходимо получить от родителей заявление, с приложением к нему медицинского заключения.

Медицинская организация оформляет заключение в произвольной форме на бланке и ставит свой штамп. В оттиске должно быть полное наименование организации. Документ подписывают врачи-специалисты, которые вынесли заключение, и руководитель медорганизации. Врачи заверяют подписи личными печатями. Если медицинское заключение вынесла врачебная комиссия, то документ подписывают все члены и руководитель комиссии (п. 14 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития от 02.05.2012 № 441н, п. 3 Методических рекомендаций, утв. Минздравом 17.10.2019, Минпросвещением 14.10.2019).

Если окружной нормативный правовой акт устанавливает, что образовательная организация заключает договор на обучение с родителями ребенка, то сделайте это.

Попросите родителей ребенка до 15 лет подписать информационное согласие, в котором укажите обязанности родителя сообщать:

· сведения об основных характеристиках заболевания ребенка и побочных явлениях при лечении, которые необходимо учитывать педагогам;

· сведения об особенностях эмоционального и других состояний ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения;

· состав и характер сведений о состоянии здоровья ребенка, месте нахождения на лечении, как и кому их можно рассказать, чтобы оказать социальную поддержку ребенка в период длительного лечения.

Такое согласие необязательно. Но оно поможет предотвратить конфликты с родителями и учесть все нюансы в обучении (п. 3 Методических рекомендаций, утв. Минздравом 17.10.2019, Минпросвещением 14.10.2019).

Поручите заместителю руководителя разработать индивидуальный учебный план. В него включают все предметы, которые входят в ООП. При этом количество часов занятий с педагогом можно сократить. Режим и продолжительность занятий определите по рекомендации лечащего врача с учетом психофизического состояния ребенка.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать норм, которые устанавливают СанПиН школы и СанПиН для детей с ОВЗ (письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283). Подробнее об этом читайте в рекомендации «Как установить режим дня и учебную нагрузку для детей с ОВЗ в школе».

Предметы или модули, которые не вошли в перечень занятий с учителем, ребенок может изучать самостоятельно и с помощью дистанционных технологий. Предусмотрите возможность, чтобы ученик мог принимать онлайн-участие в различных школьных мероприятиях. Электронное обучение организуйте по правилам приказа Минобрнауки от 23.08.2017 № 816. Подробнее читайте в рекомендации «Как организовать электронное обучение в школе».

Назначьте учителей, которые будут посещать ребенка и проводить занятия на дому. Проведите с ними предварительную работу. Объясните, что педагоги могут использовать информацию о заболевании и состоянии здоровья ребенка, которой делится родитель или сам ребенок, только чтобы правильно понять особенности обучения и поддержать ученика в период его лечения. Сведения нельзя никому передавать, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или по письменному согласию пациента и его родителей.

Минобрнауки в приказе от 22.12.2014 № 1601 устанавливает, что если для учителя образовательная организация является основным местом работы, то в учебную нагрузку учителей включают обязанности по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, и количество часов для обучения таких детей.

Если обязанность учителя проводить занятия на дому возникла в течение учебного года, то образовательная организация заключает с ним дополнительное соглашение на увеличение учебной нагрузки за дополнительную оплату (ст. 60.2 ТК).

Поручите учителям вести журнал успеваемости и журнал посещений, куда родители ставят подпись о факте проведенного занятия.

Объясните родителям, что они должны создать условия для обучения на дому: оборудовать рабочее место, предоставить канцелярские принадлежности и т. д. При этом школа должна выдать ученику бесплатно учебники, справочную, учебную и другую литературу, которая есть в библиотеке.

Родители контролируют, чтобы ученик выполнял домашние задания. Если состояние здоровья ребенка ухудшится, то надо сообщить об этом учителям.

Проводите промежуточную аттестацию дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому. Условие об этом внесите в локальный акт, который посвящен промежуточной аттестации или обучению на дому. Поручите учителям выставлять результаты аттестации в журнал успеваемости.

Приказ управления образования администрации г. Покачи от 19.05.2014 № 155-О "Об обеспечении обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно  не могут посещать муниципальную образовательную организацию, расположенную на территории города Покачи, реализующие основные общеобразовательные программы" Просмотр

Приказ управления образования администрации г. Покачи от 18.04.2016 №109-О Об исполнении приказа ДОиМП и ДЕПЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХМАО-Югры от 15.04.2016 №587/397 "Об утверждении формы договора взаимных обязательств образовательной и медицинской организаций при организации обучения обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинской организации" Просмотр

Организация обучения на территории медицинской организации

         Если ребенок лечится в стационаре в течение 21 дня и дольше, то обучение можно организовать на территории медорганизации (письма Минобрнауки от 31.08.2015 № ВК-2101/07 и от 27.05.2016 № ВК-1179/07). Родители самостоятельно должны выбрать, кто будет обучать их ребенка – госпитальная школа или школа, в которую ребенок зачислен на обучение.

Если родители выбрали, что вы будете продолжать обучение ребенка на территории медорганизации, то примите заявление.

Заключите договор о сетевой форме реализации образовательных программ с медицинской организацией. Разработайте индивидуальный учебный план и согласуйте его с лечащим врачом и родителями.

Если есть рекомендации ПМПК, разработайте АОП или АООП. Чтобы обучать по адаптированной программе, возьмите согласие родителей (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Подробнее об этом читайте в рекомендации «Как разработать АООП для детей с ОВЗ».

Узнайте от лечащего врача психофизическое состояние ребенка и в зависимости от этого определите учебную нагрузку. Она не должна превышать требования СанПиН для детей с ОВЗ. Корректируйте учебный план, если изменилось состояние ребенка. Решение об этом принимайте совместно с лечащим врачом и родителями ученика (п. 6 Методических рекомендаций, утв. Минздравом 17.10.2019, Минпросвещением 14.10.2019).

Чтобы составить индивидуальный учебный план, учитывайте:

· варианты и продолжительность лечения ребенка;

· текущее состояние здоровья и ограничения, им вызванные;

· возможности частичного или периодического посещения школы;

· целесообразность применения электронного обучения, смешанного обучения, очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Поручите заместителю руководителя составить расписание занятий с учетом режима лечения и пребывания ребенка в медицинской организации. Согласуйте расписание с лечащим врачом и родителями.

Издайте приказ и назначьте ответственного за обучение на территории медорганизации и педагогов, которые будут там проводить занятия.

Примите локальный акт, который будет регулировать взаимодействие школы с медорганизацией и родителями, например положение об обучении детей на длительном лечении. Опишите в нем, как получаете информацию о здоровье ученика, как разрабатываете образовательную программу, индивидуальный учебный план, расписание занятий и устанавливаете режим обучения. Укажите, как информируете родителей о текущих результатах обучения и когда корректируете индивидуальный учебный план. Один акт может регулировать вопросы обучения на дому и на территории медорганизации.

Закрепите в положении об обучении детей на длительном лечении, что работники могут использовать информацию о заболевании и состоянии здоровья ребенка, только чтобы правильно учитывать особенности обучения и поддержать ученика в период его длительного лечения. Сведения о болезни нельзя никому передавать, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или по письменному согласию пациента и его родителей.

Медицинская организация предоставляет школе помещения для занятий, создает необходимые условия для образовательного процесса. Организовать его можно и в больничных палатах, боксах и других помещениях лечебных отделений.

Предупредите педагогов, что им придется соблюдать особый санитарно-гигиенический режим. Например, нельзя использовать дидактические средства обучения, которые передаются от ребенка к ребенку, в ряде случаев необходимо проводить обработку средств обучения антисептиками. Необходимо надевать сменную обувь и специальную медицинскую одежду – халаты или костюмы. Нельзя использовать эту обувь и одежду за пределами медицинской организации. При входе в отделения медицинских организаций и выходе из них следует обрабатывать руки спиртосодержащим кожным антисептиком, а дидактические материалы и средства обучения – дезинфицирующим средством.

Обсудите с лечащим врачом особенности индивидуального санитарно-гигиенического режима для каждого ребенка, которого обучают в медорганизации. В некоторых случаях придется носить одноразовые медицинские маски или не использовать в работе электронные экраны.

Если ученику назначили тьютора, то поручите ему составить карту индивидуальных образовательных потребностей ребенка. В ней надо отразить нужды, связанные с передвижением, усаживанием и подъемом, утомляемостью и седацией ребенка, требования к режиму питания, приему лекарств, физической активности, ограничения, связанные со зрением, слухом, состоянием памяти, речи, графомоторных навыков и др.

В индивидуальной карте образовательных потребностей ребенка важно отразить и описать процедуры, которым необходимо следовать в любых предполагаемых критических ситуациях. Например, в случае приступа или сильного ухудшения состояния здоровья ребенка во время занятия (п. 12 Методических рекомендаций, утв. Минздравом 17.10.2019, Минпросвещением 14.10.2019).

Инклюзивное образование                                                                                                                                    

Инклюзивное образование

Особенности проведения вступительных испытаний в СУЗы и ВУЗы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Телефоны консультирования по вопросам профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, инвалидов

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ по вопросам профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан, имеющих статус "инвалид"

Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей - инвалидов, получающих услуги в подведомственных учреждениях, на трудоустройство в должности "тьютор" и "ассистент (помощник)" в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и организациях социального обслуживания населения